|
Матрица 2: Рецензия!
"Матрица: Перезагрузка", без сомнения - самый ожидаемый фильм, причем не сезона и даже не года, а последних лет. Первый фильм стал настоящим феноменом, обожаемым всеми - от критиков до рядовых зрителей. Братья Вачовски сняли не просто блистательный образчик фантастического боевика, "Матрица" - единственный фильм, который помимо традиционного жанрового антуража воплотил в себе по сути главный вопрос философии: что же первично - разум или материя? Однозначного ответа на этот вопрос быть не может, но "Матрица" безоговорочно показывала, что именно разум определяет бытие.
Так чем же стала "Перезагрузка"? Набором уже ставших штампами спецэффектов вроде замедленных движений, прыжков-полетов, невероятных демонстраций восточных единоборств? Или же развитием идей первого фильма, техно-библией нового поколения? Ни тем, ни другим, как ни странно. "Матрица" немыслима без сверхсовременных технологий и невероятного дизайна спецэффектов, количество и качество которых превосходит все возможные рамки. Даже первые три минуты сиквела с визуальной точки зрения на голову превосходят все, что мы видели в оригинале. Дальше - еще круче…
Развития идеологической составляющей фильма, невероятно красиво поданной в оригинале, не происходит, но только потому, что более сильной идеи быть уже не может. Ее можно расширить только количественно, но не качественно. Однако и этого не получилось. В первом фильме Морфеус просто объяснял правила игры: матрица - это лишь компьютерная программа, и ее можно взломать усилием воли. И хотя в сиквеле этого делать уже не нужно, Морфеус по-прежнему играет роль мудрого и всевидящего лидера (в частности, произнося речь в храме Зеона), однако, окончательно превратившись в фанатика и утратив свою былую харизму, в основном только и толкует о пророчествах, судьбе и всеобщей предопределенности...
Тем не менее, в "Перезагрузке" есть ряд интересных и многообещающих деталей, но для того, что бы их заметить, вам придется продираться через пучину спецэффектов, лишних сцен, диалогов, о смысле которых можно только догадываться. Как Смит себя скопировал из матрицы в реальность? Как Нео остановил осьминогообразных роботов в финале? Нео пытается отключить главный компьютер матрицы, но разве это не повлечет за собой смерть всех подключенных к матрице людей? Вопросы, вопросы, вопросы… Буду ли я прав, если выскажу предположение, что реальность Зеона не совсем реальность, а еще одна матрица, скажем, версии 1.1? Если финал трилогии действительно даст ответы на все несостыковки и неясности второй части, фильм можно будет признавать настоящим шедевром.
Да, для кого-то "Перезагрузка" станет сильным разочарованием, отчасти спровоцированным длительным ожиданием, отчасти - рекламной истерикой. Ждать фильм было интереснее, чем смотреть - ситуация парадоксальная. Но мне кажется, что все не так плохо, как решили многие. Я был уверен, что сиквел "Матрицы" должен был не развить идеи первого фильма, а видоизменить их до неузнаваемости, перевернув все с ног на голову. Я этого ждал, но даже на минуту не мог предполагать, какой именно кульбит сделает сюжет ближе к концу фильма. По идее, предположение о том, что так называемый Избранный это своеобразный предохранитель, еще один запланированный и ожидаемый программный ход в уравнениях рассчитанных искусственным разумом, создателем Матрицы, меняет все, что мы видели на протяжении двух фильмов. Это здорово, неожиданно и это очень интригует. В таком случае, предсказать истинный финал трилогии не представляется возможным. А ведь "Перезагрузка" вообще ничем не кончается - просто через два с лишком часа, пролетающих как один, на экране возникает титр: "продолжение следует".
В заключение могу констатировать только одно: "Матрица: Перезагрузка" оказалась не совсем (или совсем не) тем, чем мы ожидали. Грань между "не совсем" и "совсем не" определяется только вашим личным ощущением от фильма. Лично я буду ждать завершения трилогии еще сильнее чем сиквел, потому что только она станет той лакмусовой бумажкой, которая покажет, что же такое матрица и "Матрица" на самом деле.
Павел Украинцев
|