ГЛАВНАЯ

РЕФЕРАТЫ

ЗНАКОМСТВА

РАССЫЛКИ

РАБОТА

ФОРУМ

ССЫЛКИ

  
Карта сайта Обратная связь На главную

СТАТЬИ
Код да Винчи / The Da Vinci Code (31104)
Ледниковый период 2: Глобальное потепление / Ice age 2: The meltdown (31997)
Тантрический секс (231233)
Тантрический секс- Подготовительная стадия (94733)
Основные принципы тантрического секса (66037)

ФОРУМ
Есть честные люди среди рефератчиков!
Работа для всех
Интернет - бизнес на дому!
отличный способ заработать
работа

РЕКЛАМА



Изготовление логотипа



Создание
и раскрутка сайта



  

Капоэйра.

Сами капоэйристы называют ее Игрой. Это обширное понятие подходит к капоэйре как нельзя лучше. Впрочем, рационально мыслящий европеец, посмотрев на занятия капоэйрой, скажет, что это смесь боевого искусства, танцев и музыки, замешанная на непонятных обрядах. По справедливости это будет равносильно утверждению, что шахматы - это клетчатая коробка с фигурками внутри. То есть с определенной точки зрения совершенно справедливое утверждение, но если копать глубже...

История

Однажды давным-давно жестокие португальцы приплыли на территорию нынешней Бразилии строить рабовладельческое общество. Поначалу дела шли неважно: отсталые индейцы не желали работать, убегали домой или умирали в знак протеста. Пришлось португальцам завозить рабочую силу из Африки. Чернокожие рабы оказались более выносливыми, бежать им было некуда, и дело пошло: из Африки в Южную Америку было импортировано четыре миллиона невольников. Прошли годы, прежде чем представители разных африканских племен нашли общий язык и стали затевать массовые побеги с плантаций. Вольные поселения, появившиеся таким образом, назывались киломбос. Там, в смеси африканских культур и религий, спроецированных на бразильскую почву, и родилась капоэйра.

Единственным оружием черных братьев были их мощные руки-ноги, задорные африканские танцы и бубны с барабанами. Естественно, что танцевальные движения стали постепенно обогащаться приемами защиты и нападения. То, что получилось в результате этого смешения жанров, и стали называть капоэйрой. Ее практиковали и невольники на плантациях - со стороны капоэйра выглядела, как обрядовые пляски и не вызывала подозрений эксплуататоров. Были ли танцы лишь маскировкой боевого искусства, или, наоборот, элементы единоборства дополнили безобидные развлечения рабов - теперь уже непонятно.

Суть в том, что все ипостаси капоэйры составляют неразрывное целое. Капоэйра была и мощным оружием, и развлечением, и религией. В конце XIX века рабство было отменено, и работники плантаций обнаружили, что единственный их навык - это повергать противника на землю ловкими пируэтами. Наиболее востребованными эти способности оказались в бандитских кварталах больших городов - Рио, Сальвадоре. Капоэйра стала повсеместно преследоваться, ее любители вынуждены были вести двойную жизнь. С тех самых пор и повелась традиция брать новое имя, начиная занятия капоэйрой. В тридцатых годах капоэйра обрела легальный статус, став национальным достоянием Бразилии наравне с карнавалом, самбой и дикими обезьянами. В 1932 году в г. Сальвадор мастер Бимбо открывает первую школу, и капоэйра входит в эпоху процветания, длящуюся по сей день. Нелишним будет заметить, что элементы капоэйры мы можем ежедневно наблюдать в современных танцах: все эти вращения на полу и стойки на руках целиком заимствованы оттуда. Впрочем, об этом ты можешь прочитать в любой статье об истории брейка и хип-хопа.

Как выглядит

Чтобы понять и оценить капоэйру, ее надо увидеть. Пытаться передать дух, колорит и красоту этого действа словами - неблагодарный труд. Мы, пожалуй, ограничимся сухими формулировками спортивных комментаторов.

Участники выстраиваются в круг. Этот круг - как и все движения, знаки и звуки в капоэйре - имеет ритуальный смысл. Круг называется Рода, он символизирует солнце. С одной стороны Роды стоят или сидят музыканты. Их неизменные инструменты - барабан Атабаке, бубен Пандейро и замысловатое смычковое сооружение Беримбау - лук с привешенной к тетиве выдолбленной тыквой.

В исполняемой музыке слышатся традиционные латиноамериканские напевы и африканские ритмы. Песни на португальском распеваются всеми участниками капоэйры, глубина текстов традиционна для фольклорного жанра: "Ой цветут бананы в сельве у ручья..."

У Роды есть два построения: Мастера располагаются ближе к музыкантам (тоже Мастерам), за ними стоят любимые ученики, замыкают круг новички. Второе построение зеркально первому. В круг выходят два участника, они садятся подле музыкантов, делают приветственные движения и начинают Игру. Двигаясь в такт звучащей музыке, игроки производят атакующие и танцевальные движения. Они как бы ведут диалог - в каждом жесте угадывается смысл, но до конца понятен этот язык только капоэйристам. Импровизации сменяются почти акробатическими парными элементами. Резкие выпады руками и ногами очень изящны и явно несут в себе разрушительный потенциал, но не более того: в капоэйре нельзя касаться соперника. "Нельзя" - не совсем верное слово, в капоэйре нет правил, их заменяют этика и ритуал.

Задача игрока - не потерять ритма, не упустить соперника из поля зрения, вывести его из равновесия, наметить удар или просто "перетанцевать" его. Игроки по очереди входят в Роду, мастера выводят в круг учеников особыми приглашающими движениями. Между тем темп музыки увеличивается, вместе с ним ускоряется игра, и пара участников сплетается в каком-то бешеном танце, попирающем законы физики и анатомии. Головы, пятки и ладони свистят в воздухе, и кажется чудом, что соперники не просто выживают, а даже не касаются друг друга пальцем. Музыканты и игроки сменяют друг друга, постепенно доводя себя и зрителей до полного экстаза, то ли рок-н-ролльного, то ли религиозного. Такое шоу продолжается часами...

Техника

Движения в капоэйре непривычны для восточных единоборств, со стороны может показаться, что большую часть времени игроки ходят на руках. Капоэйра - оружие слабых. Нельзя сказать, что капоэйра культивирует слабость - просто в основе ее техники лежит убеждение, что для бойца нет невыгодных позиций или неудачных моментов для атаки. Ее приемы подходят и женщинам, и детям, и даже калекам - ни физическая сила, ни положение в пространстве не имеют значения для капоэйриста. В его арсенале удары головой, спиной, грудью и ягодицами. По сути все его тело является оружием. В техническом плане в капоэйре все поставлено с ног на голову в прямом и переносном смысле.

Если в других единоборствах положение лежа считается признаком поражения, то здесь - это самая грозная и удобная позиция для атаки. Чем ближе ты находишься к земле, считают капоэйристы, тем более ты устойчив. Именно поэтому стойка на руках считается предпочтительной: уязвимые места - голова и шея - защищены, к сопернику обращены выносливые ягодицы и свободные сильные ноги. Так что, откинув предрассудки и немного подумав, поневоле приходишь к мысли, что эта позиция оптимальна для ведения рукопашного (скорее, правда, ногопашного) боя. Неслучайно само слово "капоэйра" переводится как "низкий кустарник" (тоже одна из версий).

Капоэйра допускает весьма широкую трактовку всех своих ипостасей. Это относится и к стилю исполнения, и к ее духовному содержанию. Можно сказать, что у каждого игрока своя капоэйра. Для кого-то это синоним духовных исканий, для кого-то физкультура или развлечение. Стиль Ди Ангола, например, характеризуется очень низкими стойками и большей значимостью эзотерической составляющей. Стиль Режиональ представляет акробатическую капоэйру. А в Сан-Паулу и Рио есть площади, где бандиты делают капоэйру с заточками между пальцами ног, - это уже не просто фул-контакт, а бои с непредсказуемыми последствиями.

В чем смысл

Когда-то давно капоэйра являлась частью двух африканских религий - Умбанда и Кондомбле. Строго говоря, она еще не была тогда капоэйрой в сегодняшнем понимании этого термина. Это были обряды, шаманские танцы, подражания движениям птиц и животных. По мере смешения народов Бразилии капоэйра менялась и в итоге превратилась в некую загадочную философию, похожую на пресловутый айсберг. Большая часть этой философии необъяснима - новички ее не знают, а мастера о ней не рассказывают. В поведении мастеров можно заметить множество странностей, на их одежде присутствуют загадочные амулеты, о смысле которых остается только гадать. Видимая часть айсберга дает нам такую трактовку: капоэйра - это стремление к свободе. (Еще одно емкое понятие, объясняющее все и ничего одновременно.) Свободе внешней и внутренней, свободе как независимости от расхожих ценностей - физической силы и достатка. Многие века капоэйра была достоянием рабов, чьим единственным имуществом было собственное тело.

Максимальная концентрация на его возможностях, физическая гармония как основа гармонии душевной, непредсказуемость - вот подлинные ценности капоэйры. По степени сосредоточенности капоэйрист может посоперничать с йогом, по медитативным способностям - с шао-линьским монахом. Оптимально использовать ресурсы организма - вот цель. А возможность снести кому-нибудь голову легким движением ноги - лишь частный случай такой практики. В капоэйре есть понятие - Аше. Это состояние, к которому стремится капоэйрист. Как ты уже догадываешься, словами его описать невозможно. Что-то вроде счастья, эйфории и вселенской гармонии. К Аше можно прийти, покувыркавшись в Роде, можно пребывать в нем постоянно, Аше - венец капоэйры. - Как дела, Педро? - Аше, брат, полное Аше...

Что дает

Возвращаясь к прагматичному взгляду европейца, можно сказать, что капоэйра дает прекрасную физическую форму, здоровье и долголетие. И уже упомянутая перевернутость с ног на голову отражена в самом отношении к понятию возраста. Если про хорошего спортсмена мы говорим: смотрите, ему уже тридцать, а он еще прыгает, как мальчик, то капоэйристы говорят: смотрите на этого мастера, ему только пятьдесят, а он уже кое-чего достиг.

Шестидесятилетний бодрячок, ходящий на руках в центре Роды, - вполне привычное зрелище в Бразилии. Люди не умеют пользоваться своим телом, считают капоэйристы. Сила удара зависит не от накачанных мышц, а от соотношения опоры и баланса, например, копчика и позвоночника. Нужно уметь слушать собственное тело, настраивать его, как музыкальный инструмент. Естественно, что хорошо настроенное тело может и по мозгам кому-нибудь надавать, и потанцевать, и на беримбау поиграть, и пищу хорошо переварить.

Как и где заниматься

Капоэйристами не рождаются, более того, возраст почти не имеет значения. Cильному и молодому проще освоить нужные движения, но в плане достижения Аше все равны. Капоэйра - это вообще новый мир, в котором можно начать все сначала. Вместе с традиционной белой формой - одеждой раба - ты получаешь новое имя, статус ученика и точку отсчета стажа. Живя капоэйрой, ты постепенно движешься к статусу Мастера, проходя через ряд Батисад (экзаменов). Учти, что раньше чем через 10 лет Мастеров не дают.

Российской капоэйре всего пара лет, ни о каких отечественных мастерах речь еще не идет, однако есть уже несколько мест, куда можно прийти позаниматься. В Москве капоэйрой занимается центр ИНБИ - организация сама по себе довольно экзотическая. Есть еще секции в Орле, Питере и в Днепропетровске.

О капоэйре ничего нельзя сказать наверняка. Даже изложенное в этой статье - всего лишь версия, одна из точек зрения, все та же верхушка айсберга. Нижняя часть этого ледового массива не просто скрыта - она недоступна взгляду по определению, ибо капоэйра не имеет границ.

Это Игра, это искусство, это культ и философия. Каких духов вызывают на Роде в Рио-де-Жанейро, что означает амулет мастера Бандейры - не узнает никто и никогда. Считай, что это танцы и единоборство под музыку. Пока не разберешься в этом лично. Но тогда наступит Аше, и ты уже не захочешь никому ничего объяснять.